ИЛЛЮСТРАЦИЯ 36
Майтрея-кшетра

 

Майдарын шингод (Майтрея-кшетра)
Ранний XIX в.
Грунтованное полотно,
минеральные краски. 68
x45,4
ОФ-41

Рай Тушита. Наверху — Бодхисаттва Майтрея, находящийся в созерцании высшей Тушиты (Тушитаварабхавана Майтреях), в окружении "восьми бодхисаттв", в боковых павильонах — Бодхисаттва Манджушри-гарбха и Бодхисаттва Акашавимала (Самбхогакая — формы Цзонхавы и Атиши на небе Тушита); в центре — Бодхисаттва Майтрея в радужном круге на фоне райских деревьев (возможно, деревьев, известных как "цветы дракона" (нагапушпа); согласно "Арьямайтреявьякарана-сутре" нагапушпа — "дерево просветления", под которым Майтрея обретет "наивысшее пробуждение" (абхисамбодхи), в "жесте дарования" (абхая-мудра), вокруг — сцены поклонения (вандана); внизу — в разноцветных облаках — богини жертвенных подношений (пуджа-дэви), в нижней части, летящий Махакала в окружении левитирующих монахов и небожителей, различные буддийские драгоценности, по четырем сторонам — Будда с учениками, сцена явления Цзонхавы, совершающему подношение ученику, царь Шанкха в своем дворце, богини с жертвенными дарами ср. : "При людях с жизненным сроком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, появится в мире блаженный по имени Майтрея-святой, истинновсепросветленный, совершенный в ведении и поведении, пришедший во благе, знаток людей, непревосходимый, укротитель буйных мужей, учитель богов и людей. Просветленный, Блаженный ... Он преподает дхарму прекрасную в начале, прекрасную в середине, прекрасную в конце, благую по смыслу и выражению, полную и законченную, совершенно чистую, ведущую к брахманскому житию" (Чаккаваттисиханадасутра).