|
|
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
76 |
|
Бхавачакра
Сансарын
хурдэ (Бхавачакра)
Конец XIX - начало XX вв. Грунтованное
полотно, минеральные краски. 155,5 х 115
ОФ-17704
"Колесо существования" (бхавачакра) или
"колесо зависимого со-возникновения"
(пратитьясамутпадачакра). Изображает сансару как
непрекращающийся процесс самовозникновения
неведения и страдания.
Колесо обхватывает Яма, "владыка смерти",
символизирующий неумолимость времени и
рождения/смерти, неотвратимость кармы как
"сцепления" причины и следствия.
В центральном круге – свинья, петух и змея,
которые обозначают соответственно
элементы-осквернители: неведение, страсть, гнев.
Вокруг – в светлом полукруге – фигуры,
напоминающие о совершенствующемся движении
индивидуумов, в темном полукруге – сцепившиеся
фигуры, влекомые к демону, напоминая об
оскверняющих действиях.
Средний круг содержит изображение "шести
видов существования" ('гро ба ригс друг): божеств
(лха), полубогов (лха ма йин), людей (ми), животных
(дуд 'гро), голодных духов (йи двагс), мучеников
в аду (дмйал ба).
Наружный узкий круг содержит изображения
"двенадцати взаимозависимых качеств" (ртэн
'брэл йан лаг бчу гнйис): 1) слепой человек
"неведение" (ма риг па); 2) горшечник,
придающий форму глиняному сосуду "чувственные
впечатления" ('дбу бйэд); 3) прыгающая
обезьяна "сознание" (рнам шэс); 4) человек,
переправляющийся на лодке "имя и форма" (минг
гзугс); 5) благоустроенный дом "шесть органов
чувств" (скйэ мчхэд); 6) обнимающиеся
мужчина и женщина "соприкосновение" (рэг
па); 7) человек со стрелой в глазу "чувство" (цхор
ба); 8) человек с чашей вина "желание" (срэд
па); 9) человек, собирающий плоды "чувственные
стремления" (лэн па); 10) птица, сидящая в
гнезде "жизнь" (срид па); 11) рожающая
женщина "рождение" (скйэ ба); 12) человек,
несущий труп на сожжение "старость и смерть"
(ргаши).
Наверху – Будда Шакьямуни и Бодхисаттва
Падмапани – Авалокитешвара. |
|