ИЛЛЮСТРАЦИЯ 77
Бхавачакра

 

Сансарын хурдэ (Бхавачакра)
XIX в. Грунтованное полотно,
минеральные краски. 204 х 165
ОФ-649

"Колесо существования" (бхавачакра) или "колесо зависимого со-возникновения" (пратитьясамутпадачакра). Изображает сансару как непрекращающийся процесс самовозникновения неведения и страдания.
Колесо обхватывает Яма, "владыка смерти", символизирующий неумолимость времени и рождения/смерти, неотвратимость кармы как "сцепления" причины и следствия.
В центральном круге – свинья, петух и змея, которые обозначают соответственно элементы-осквернители: неведение, страсть, гнев.
Вокруг – в светлом полукруге – фигуры, напоминающие о совершенствующемся движении индивидуумов, в темном полукруге – сцепившиеся фигуры, влекомые к демону, напоминая об оскверняющих действиях.
Средний круг содержит изображение "шести видов существования" ('гро ба ригс друг): божеств (лха), полубогов (лха ма йин), людей (ми), животных (дуд 'гро), голодных духов (йи двагс), мучеников в аду (дмйал ба).
Наружный узкий круг содержит изображения "двенадцати взаимозависимых качеств" (ртэн 'брэл йан лаг бчу гнйис): 1) слепой человек "неведение" (ма риг па); 2) горшечник, придающий форму глиняному сосуду "чувственные впечатления" ('дбу бйэд); 3) прыгающая обезьяна "сознание" (рнам шэс); 4) человек, переправляющийся на лодке "имя и форма" (минг гзугс); 5) благоустроенный дом "шесть органов чувств" (скйэ мчхэд); 6) обнимающиеся мужчина и женщина "соприкосновение" (рэг па); 7) человек со стрелой в глазу "чувство" (цхор ба); 8) человек с чашей вина "желание" (срэд па); 9) человек, собирающий плоды "чувственные стремления" (лэн па); 10) птица, сидящая в гнезде "жизнь" (срид па); 11) рожающая женщина "рождение" (скйэ ба); 12) человек, несущий труп на сожжение "старость и смерть" (ргаши).
Наверху – Будда Шакьямуни и Бодхисаттва Падмапани – Авалокитешвара.